В читальном зале случайно наткнулся на книгу М.Дубинского "Женщина в жизни великих и знаменитых людей".
А поскольку взгляд у меня уже сам по себе застревает на вполне определенных фамилиях, прочел следующее:
(Даю в сокращении. Курсивом - мои комментарии.)
читать дальшеДавно уже известно, что величайшие преступники пользуются большим успехом у женщин, если только они "интересны"... Максимильен Робеспьер, казненный более ста лет лет назад (у автора, похоже, и с арифметикой проблемы) любимец парижских "бесштанников" (санкюлотов), является также доказательством того, как часто женщины увлекаются "интересными" преступниками. Он, человек ужаса и крови, которому доставляло большое удовольствие отправлять на гильотину сограждан обоего пола (мне при этих словах представляется этакий граф Дракула с окровавленными клыками, пьющий из кубка тепленькую кровушку, развалившись в кресле перед гильотиной), был идолом французских женщин! Они не только восхищались его "величием", не только удивлялись его "гению", его непоколебимой честности, неподкупности и т.д., но и питали к нему страстную любовь. И это насмотря на то, что бывший аррасский адвокат нисколько не отличался красотой. По крайней мере, у него не было того благородства в лице, которым обращал на себя внимание его близкий друг, превратившийся впоследствии в его злейшего врага, Дантон (да уж, нашли тоже мне красавца!), этот геркулес Французской революции, обладавший бычьим затылком, широкой грудью и громовым голосом (поражаюсь я умению автора делать комплименты! Лично у меня эта фраза вызывает образ бритоголового братка в кожанке и спортивных штанах из какой-нибудь "Бригады").
Невысокого роста, с узким лицом, на котором заметен был слабый болезненный румянец и которое к тому же было изрыто оспой, с зелеными жилами, просвечивавшими через кожу его щек и рук ("Восстание живых мертвецов". Часть вторая), с острым носом, большим ртом и быстрыми беспокойными глазами, Робеспьер был скорее отвратителен, чем красив, и отвратительность эта нисколько не окупалась любезным обращением, которым он отличался в частной жизни. Смеяться он не мог. Смех его напоминал хихиканье (да мы уже поняли, гражданин автор, что вы его не любите), носившее иногда слишком дружеский, иногда отталкивающих характер. Вечно суетливый и нервный, постоянно кусающий ногти пальцев (а что, где-то еще ногти растут?) и беспрерывно подергивающий руками, плечами и шеей (еще и эпилепсия?), он с первого же взгляда производил крайне неприятное впечатление.
(Представили себе ТАКОЕ? Во-во, мне тоже страшно).
...Робеспьер отличался большой умеренностью в еде и питье, а также был чужд эротических наклонностей, в противоположность Мирабо и Дантону. Не он обожал женщин, а, наоборот, женщины обожали его. Искренно любил Робеспьер только одну женщину - Элеонору Дюплей, одну из дочерей его домохозяина, столяра Дюплея, и только ей оставался верен... Хотя Робеспьер обратил благосклонное внимание только на нее, тем не менее остальные дочери Дюплея наперерыв (кхе... ладно, я промолчу) ухаживали за ним, стараясь ему понравиться. Особенно сильную нежность к нему стала проявлять также его вероятная теща - г-жа Дюплей (на что это вы намекаете?). Она оберегала его, как зеницу ока, ухаживала за ним во время болезни, не позволяла никому другому давать ему лекарства и приготовлять постель. Удивительно, как мог этот зверь в человеческом образе, для которого проливание человеческой крови было инстинктивной потребностью (я ж говорю: вампир, граф Дракула!
), вести столь мирную, идиллическую жизнь в этой семье!.. По четвергам у г-жи Дюплей собирались гости, и на этих вечерах диктатор (о, уже диктатор?) почти никогда не отстутствовал (что у автора было в школе по русскому языку?). Вечера эти носили музыкальный характер. Робеспьер, отличавшийся безграничным тщеславием, декламировал иногда на них с большим пафосом стихотворения любимых поэтов. И горе несчастному, дерзнувшему не поаплодировать фанатичному комедианту! Одно движение бровью - и мастер Самсон, так называемый "monsieur de Paris", или попросту палач, принимался за свою страшную работу (Так вот, оказывается, за что казнили короля, королеву, роялистов, эбертистов, данитонистов!
Они не оценили актерских способностей Робеспьера? Аффтар, пиши исчо!)
... Тем из несчастных женщин, которые следовали совету бездушного палача, приходилось жестоко расплачиваться за свою неосторожность. В виде примера можно указать на г-жу Дюплесси, мать Демулена (чью-чью мать, простите?), обратившуюся к Робеспьеру с просьбой помиловать ее дочь (как я понимаю, автор имел ввиду Люсиль? сдается мне, бедняга совсем запутался, кто есть кто). Вместо ответа тиран приказал отрубить ей ее великолепную голову...
Любопытно, что у Робеспьера была своя Шарлотта Кордэ, по имени Цецилия, обвиненная им в мнимом покушении на его жизнь, чтобы получилть возможность казнить несколько сотен невинных граждан. Наивный подросток, дочь одного парижского гражданина, Цецилия пробралась... в дом Робеспьера с намерением "хоть раз посмотреть, как выглядит тиран". Так как у неосторожной девочки оказались в корзине два небольших ножа (простите, тут я заржал в голос: действительно, что еще может лежать в корзинке у маленькой девочки, как не два ножа! Собираясь в гости к дяденьке-тирану, забыла их выложить), то Робеспьеру было нетрудно ударить себя одним из них в грудь, а затем выставить себя мучеником свободы.
И так далее в том же духе.
Там еще было про Мирабо и Марата, но я не осилил
Только я вспоминаю о Нероне?.. ) Какой актёр погибает, мда... ))
Еще Камилл Демулен вспоминал о Нероне применительно к Робеспьеру. Не стану вам рассказывать, что с ним потом случилось
С Робеспьером или с Нероном?
Со всеми участникаи этой печальной истории
Лично мне во всей этой истории жалко республику *посмертно повысил свой рейтинг Эро*)
При жизни Вы ее не очень-то жалели, Эро. Или в последний момент на Вас снизошло озарение?
Не жалел, но желал. Неизвестно, что для женщины лучше.
Книга написана более ста лет назад
В таком случае приношу извинения за "арифметику"
особенности языка и стиля, которые режут слух современному чиателю...
Позвольте не согласиться. В классике подобные особенности слух обычно не режут.
существует версия, что сначала предметом увлечения Камилла - была как раз Аннет
Эта версия случайно не из последнего письма Демулена жене выросла?
Кагтавый Пегеводчик
Только я вспоминаю о Нероне?..
Не только
Loony
посмертно повысил свой рейтинг Эро
Боюсь, Вам это не поможет, друг мой.
Боюсь, Вам это не поможет, друг мой
Попытка - не пытка, не революционный трибунал и не гильотина.
В классике подобные особенности слух обычно не режут.
-- Вот хотела ж добавить, что это вам не классика - а так, ширпотреб
Эта версия случайно не из последнего письма Демулена жене выросла?
-- Вот уж чего не могу сказать в точности: версия мне известна настолько давно, что не вспомню, где встретилась впервые
Что же касается последнего письма - там есть строки действительно двусмысленные, не исключающие возможность истолкования в духе "кровосмесительной" связи с матерью жены - и после брака...
("не исключающие возможности" - вовсе не означает здесь, что я принимаю эту версию; в то же время - с точки зрения нравов Галантного Века - в такой связи нет вообще ничего предосудительного...)
Eleonore
( http://eleonored.livejournal.com )